4 ноября 2002 года Москву посетил президент Ассоциации Робин Макензи. За время своего визита г-н Макензи проинспектировал лингвистическую школу "Лингва.ру" и дал интервью представителям нескольких российских изданий.
Как возникла идея создания ATEEL?
Р.М.: Россия – большая страна, где большим спросом пользуется английский язык, поэтому необходимо создать ассоциацию школ иностранного языка, которая определяла бы качество образования в этих школах и предоставляла бы доступное обучение. При этом она не должна быть такой же дорогостоящей, как уже существующие ассоциации в других странах.
Что вы можете сказать об условиях приема в Ассоциацию?
Р.М.: Условия приема основываются на инспекции школ, т.е. проверяется качество преподавания, квалификация учителей, условия для занятий (классные комнаты, приемная для студентов, академические ресурсы), расписание, тренинги для преподавателей, квалификация административного персонала. Школа может вступить в ассоциацию, если соответствует определенным стандартам.
Кто будет входить в комиссию по инспекции школ?
Р.М.: Вчера я сам инспектировал лингвистическую школу "Лингва.ру". Как представитель Британского Совета я и до этого уже проверял некоторые из лучших английских школ на предмет соответствия стандартам. Более того, я сам был куратором британской школы английского языка и мою работу инспектировали 5 раз... Я уверен, что на основании как моего личного опыта, так и международного опыта аналогичных организаций, мы сумеем построить эту схему.
Какое впечатление у Вас осталось от посещения школы "Лингва.ру". Заметили ли Вы недостатки, с которыми следовало бы бороться?
Р.М.: Я удовлетворен стандартами этой школы. Хотелось бы отметить, что нашей целью является не только проинспектировать школу, как это делает Британский Совет, но и дать полезные рекомендации для ее дальнейшего успешного развития.
И какие рекомендации Вы могли бы дать относительно школы "Лингва.ру"?
Р.М.: Пока я еще не обсудил эти замечания с куратором школы, мне бы не хотелось публично делиться своими наблюдениями. Важно понять, что даже если у школы есть определенные недостатки, это не значит, что она плохая. Напротив, "Лингва.ру" - хорошая школа, но с ней еще предстоит долгая работа.
Скажите, пожалуйста, что вы подразумеваете под высокими стандартами обучения. Каковы критерии?
Р.М.: На самом деле довольно сложно четко сформулировать эти критерии. Например, один из критериев, есть ли запасной рулон бумаги в туалете, но кого это интересует? Потенциальный студент не хочет выбрасывать на ветер свое время и деньги, поэтому ему хочется убедиться, что эта школа соответствует определенному качеству образования, что там есть хорошая библиотека, преподают квалифицированные учителя, занятия проводятся в удобных аудиториях. Это и есть критерии, на которые мы обращаем внимание во время инспекции школ, это те параметры, за которыми надо следить, чтобы быть достойными членства ассоциации.
А проверяется ли уровень знаний студентов школы?
Р.М.: Нет, в наши задачи не входит проверка студентов. Мы оцениваем лишь уровень школы и преподавания. Конечно, мы можем смотреть на результаты экзаменов, но так мы не можем судить о профессионализме учителя. Главная цель нашей работы помочь школе достичь определенного уровня.
Существует множество методик преподавания языка. Как определить какая из них лучше?
Р.М. Важно, чтобы все преподаватели владели коммуникативной методикой. Некоторые могут совмещать ее с традиционной методикой, принятой в российских школах, другие – использовать чисто коммуникативную методику... Главное, чтобы был результат.
Какова стоимость вступления в Ассоциацию?
Р.М.: Несколько сотен долларов. Это не дорогая Ассоциация. Дело в том, что членство в таких ассоциациях как International house, Elida, стоит тысячи долларов...
Какие документы необходимы для вступления в Ассоциацию?
Р.М.: Вначале надо написать заявление о желании вступить в Ассоциацию. Вообще, АТЕЕL - это молодая организация, которая образовалась лишь три месяца назад, поэтому многие организационные вопросы находятся все еще в стадии обсуждения. Но вскоре мы уже сможем представить подробную информацию о необходимом пакете документов, требованиях к образовательному учреждению по помещению, материалам, техническому оснащению, административному персоналу, по их квалификации, отношению к студентам, денежным вопросам (например, что школа не имеет права удерживать учеников с помощью предоплаты).
Существуют так же требования по юридическим вопросам: как лицензирована школа, имеет ли государственный сертификат, насколько она действует легально; требования по учебному процессу (студенты должны быть разделены по возрастам и по уровням); требования по квалификации преподавателей (преподаватель должен иметь высшее педагогическое образование и сертификат CELTA или его эквивалент плюс лингвистическое образование). С преподавателями должен быть подписан двусторонний договор.
Повторяю, что все эти требования находятся все еще в стадии разработки. У нас уже сейчас есть две лингвистические школы: Lingua Land из Вологды и Lingua.ru из Москвы, которые заплатили взнос. Сейчас ведутся переговоры с другими школами, и я предполагаю, что к лету в ATEEL вступит не менее 20 таких школ.
Вы сотрудничаете с другими ассоциациями языковых школ?
Р.М.: Пока рано говорить о результатах сотрудничества с другими организациями, но мы открыты к любому сотрудничеству и были бы рады получить поддержку других ассоциаций. Например, сегодня мы посетили Британский Совет, который не только подписал письмо в поддержку нашей Ассоциации, но и всячески помогает нам; и мы надеемся, что результаты этой помощи будут полезны для студентов школ английского языка в России. Хотя в цели Британского Совета и не входит устанавливать какую-либо аккредитацию в России, но поскольку такая ассоциация нужна, он охотно помогает нам.
Раскажите немного об опыте зарубежных ассоциаций языковых школ: насколько оправдали себя эти организации, какая реальная помощь школам идет от них? Чтобы мы могли представить, на что будет похожа организация через год или два.
Р.М.: Некоторые ассоциации внесли большой вклад в развитие школ, другие оказались менее эффективными. Например, я долгое время работал в ARELS, которая насчитывает около 300 школ, и куда хотят вступить многие другие образовательные учреждения, несмотря на то, что это дорогая организация. Этот факт свидетельствует о полезности организации. Так же могу привести в пример такие успешные организации, как IALC (International Association of Language Centers), ассоциация школ, которые преподают свой язык иностранцам во Франции и Испании, и которые с каждым годом становятся все больше и больше.
С другой стороны, такая организация, как Lexil, международная ассоциация языковых школ, уже исчезла. Я был так же одним из основателей TESOL (Teaching English as the Second Other Language) в Ирландии. Эта ассоциация уже существует более двадцати лет и помогает преподавателям и входящим в нее школам. Я надеюсь, ATЕEL станет эффективной ассоциацией, которая будет постоянно расти и развиваться, и я уверен, что ее существование необходимо в Росси: она нужна учащимся, преподавателям, школам.
Как будет подтверждаться членство в ассоциации? И как часто?
Р.М.: Британский Совет, например, устраивает инспекции раз в три года, но мы считаем, что они должны проводиться чаще. Вначале у нас будут ежегодные инспекции, а со временем, когда школа станет более стабильно работать, и возникнет больший уровень доверия между школой и Ассоциацией, проверки будут сокращены до одного раза в три года.
И инспекторы будут приезжать из Англии?
Р.М.: Поскольку, мы создаем массовую ассоциацию, она должна быть доступной. А оплачивать перелет эксперта из Великобритании в Москву довольно дорого. Поэтому экспертная группа будет состоять из инспекторов-иностранцев, которые живут в России, как я, и их российских коллег, которые являются такими же опытными специалистами и могут оценить уровень преподавания, дать полезные советы учителям.
Скажите, пожалуйста, а есть ли уже школы из стран СНГ или Европы, которые выразили желание войти в ассоциацию?
Р.М.: Пока нет, но я думаю, что вскоре ATEEL станет довольно популярным, т.к. немногие школы могут позволить себе вступать в дорогие ассоциации.
А вообще какие страны Восточной Европы наиболее перспективны для преподавания иностранного языка?
Р.М.: В России самый большой рынок услуг по обучению иностранным языкам. А вообще, спрос на английский, как язык международного общения, велик во всех странах, и он возрастает с каждым годом.
Почему членство в уже существующих ассоциациях так дорого стоит?
Р.М.: Существующие системы вступления в ассоциацию International House или Enlingua были ориентированы на школы Западной Европы, которые могут себе позволить тратить по три тысячи фунтов в год. Мы же создаем недорогую организацию, рассчитанную на среднюю российскую школу.
А есть ли школы, которые вы особенно хотели видеть в своей Ассоциации?
Р.М.: Ассоциация ATEEL рассчитана на школы, которым действительно нужна наша поддержка, то есть это не крупные, уже зарекомендовавшие себя учреждения, а те школы, которые еще растут, меняются, и которым мы можем помочь. ATEEL ставит своей целью не только поднять уровень качества обучения, но и усилить связи между российскими и зарубежными школами, обеспечить обмен опытом руководителей крупных европейских учреждений (North England Education, Enlingua и др.), и школ на территории СНГ. Эта Ассоциация нужна школам, которые стремятся быть признанными не только в России, но и на международной арене.
Каким Вы видите будущее ATEEL?
Р.М.: Это наверняка будет масштабная ассоциация, т. к. она необходима российским школам и она будет удовлетворять требованиям рынка. К тому же ей нет пока равных на территории СНГ.
Ко всем преподавателям будут предъявляться одинаковые критерии? Ведь знания носителя языка, преподавателя из Москвы, и преподавателя из Вологды могут быть разными.
Р.М.: Для всех предусмотрен единый стандарт, который будет постоянно повышаться, т. к. мы стремимся к международному признанию.
По какой системе изучаются иностранные языки в Британии?
Р.М.: Английский – это международный язык, поэтому у нас мало кто изучает иностранные языки.